Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда

В ходе осуществления надзора за исполнением трудового законодательства в первом полугодии 2019 г прокуратурой Заветинского района установлено, что на поднадзорной территории работодателями допускаются грубые нарушения законодательства об охране труда.

Согласно требованиям ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

В силу ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возложена на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В ходе надзорных мероприятий установлено, что органами местного самоуправления, государственными и муниципальным учреждениями, осуществляющими деятельность на территории Заветинского района в течение 2017-2018 гг. проведена специальная оценка условий труда на организованных рабочих местах. Однако коммерческие предприятия, индивидуальные предприниматели, использующие труд наёмных работников обязанности в сфере охраны труда исполняют ненадлежащим образом. По результатам проверок прокурором района в отношении работодателей возбуждено 5 дел об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которые направлены на рассмотрение в государственную инспекцию труда Ростовской области, в целях устранения нарушений внесено 5 представлений. Проверка продолжается.

Помощник прокурора района юрист 1 класса                                                                     С.С.Кондратьева

Ответственность за оскорбления

Каждому человеку, проживающему на территории Российской Федерации, гарантировано право на защиту чести и достоинства. Поэтому лицо, которое оскорбило или унизило другое лицо, может быть привлечено к ответственности. Но многие люди не знают этого и позволяют другим оскорблять себя и нарушать гарантированные права. Однако если пострадавший обратиться в государственные органы, то уполномоченные лица примут меры для восстановления нарушенных прав и привлекут нарушителя к ответственности.

Каждый человек не раз сталкивался с оскорблением, но лишь единицы защищают свои права, остальные просто терпят и не предпринимают никаких действий. Игнорирование подобного правонарушения может привести к тому, что оно станет совершаться систематически. Так соседи, коллеги, работодатели и другие окружающие люди, могут перейти черту и оказывать постоянное психологическое давление, а это приводит к возникновению проблем с психикой, подрыву репутации и доверия. Поэтому нельзя допускать нарушения прав на честь и достоинство, и если кто-то их нарушил, то его нужно сразу привлечь к ответственности.

Оскорблением признаются деяния, которые направлены на унижения чести и достоинства человека, и выражены в неприличной форме.

Статьей 5.61 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Так, в июне 2019 года по постановлению прокурора Заветинского района Мировым судьей судебного участка № 2 Ремонтненского судебного района Ростовской области двое жителей Заветинского района привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 рублей.

Снизить уровень подобных правонарушений можно, только если каждый человек проявит активную гражданскую позицию, и не будет игнорировать оскорбления, унижения и другие нарушения его прав.

 

 Прокурор района старший советник юстиции                                                                   В.В.Зайцев

Прокуратурой Заветинского района восстановлены пенсионные права педагога

Прокуратурой Заветинского района на основании поступившего обращения проведена проверка соблюдения пенсионного законодательства, в ходе которой установлено, что Кравцова Л.Н., которая с 1993 года беспрерывно работает учителем начальных классов МБОУ Заветинская СОШ № 1, обратилась в ГУ ОПФР в Заветинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако заявителю было отказано в праве на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с отсутствием необходимого льготного стажа 25 лет на момент обращения. В стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, ГУ ОПФР в Заветинском районе не засчитаны периоды нахождения Кравцовой Л.Н. на курсах повышения квалификации.

Проверкой установлено, что согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы, за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В период нахождения Кравцовой Л.Н. на курсах повышения квалификации за работником сохранялась средняя заработная плата и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, таким образом, отказ во включении Кравцовой Л.Н. периода нахождения на курсах повышения квалификации в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является незаконным.

Прокурором Заветинского района в Ремонтненский районный суд интересах Кравцовой Л.Н. предъявлено исковое заявление о признании решения ГУ ОПФР в Заветинском районе об отказе в назначении досрочно трудовой пенсии незаконным, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения. 23.01.2019 иск прокурора рассмотрен и удовлетворен. Решение суда вступило в законную силу.

Прокурор района старший советник юстиции                                                                     В.В.Зайцев

Прохождение диспансеризации в рабочее и нерабочее время

В связи с вступлением 24.04.2019 в законную силу Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2019 № 440 «О внесении изменений в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» изменен порядок прохождения диспансеризации.

Так, в вышеназванном Постановлении Правительства предусмотрена возможность прохождения работниками в рамках проведения профилактических мероприятий профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, в том числе, в вечерние часы и выходной день – субботу, а также возможность дистанционной записи на медицинское обследование

Одновременно на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья возлагается обязанность организовать указанные мероприятия.

При этом за работниками сохраняется право выбора времени прохождения медицинских осмотров, диспансеризации. В случае прохождения медицинских осмотров, диспансеризации в рабочее время, работодатели в порядке ст. 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации на основании письменного заявления работников обязаны их освободить в этот день от работы с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

 

Помощник прокурора района юрист 1 класса                                                                               А.Н. Беркунов

О порядке проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей

Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

В целях реализации постановления Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» приказом Министерства просвещения РФ от 10.01.2019 № 4 обновлен порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей.

Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Порядком устанавливается перечень органов и организаций, имеющих право проводить обследование, основания для проведения обследования, перечень обстоятельств, устанавливаемых при проведении обследования, требования к акту обследования.

В приложениях к Приказу приводятся формы акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи; заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах; акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах.

 

Помощник прокурора района юрист 1 класса                                                                          А.Н. Беркунов

Изменения в законодательстве о государственной поддержке семей, имеющих детей

Федеральным законом от 18.03.2019 № 37-ФЗ скорректирован Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Средства материнского капитала запретили использовать для покупки объектов недвижимости, признанных непригодными для проживания. То же касается помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Обязанность установления данного факта возложена частью 1.3, которой дополнена статьи 8 Закона, на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы. При получении подтверждающей информации в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала может быть отказано.

Перечень организаций, в которых можно брать ипотеку с погашением средствами материнского капитала, сделали закрытым, внеся изменения в пункт 4 части 7 статьи 10 Закона. Теперь договор займа можно заключить только с банками, кредитным потребительским кооперативом или сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом, действующими на основании соответствующих законов не менее трех лет с момента государственной регистрации и с АО «ДОМ.РФ» (ранее ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»).

Изменения не касаются заявлений о распоряжении материнским капиталом, поданных до вступления поправок в силу.
Данные изменения призваны бороться с мошенниками, которые обманным путем обналичивают материнский капитал, усилив тем самым гарантии соблюдения прав детей.

 

Помощник прокурора района юрист 1 класса                                                                        А.Н. Беркунов