Памятка землепользователя

Законодательством Российской Федерации закреплены пять основных форм ответственности за нарушения земельного законодательства: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, земельно-правовая.

Каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения: дисциплинарного проступка, административного проступка, уголовного преступления, гражданско-правового нарушения.

Каждому виду правонарушения соответствует своя юридическая  ответственность, что прямо указывается в ст. 74 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) - административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения; ст. 75 - дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения; ст. 76 содержит определение порядка возмещения вреда, причиненного земельными правонарушениями. Как уже можно было заметить, эти статьи ЗК РФ отсылают за разъяснениями к другим нормативным источникам.

Уголовная ответственность предусмотрена за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), а также за отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (ст. 254 УК РФ).

 Административная ответственность за нарушение земельного законодательства предусматривается в следующих случаях.

 Государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства на территории Ростовской области осуществляется государственными инспекторами по использованию и охране земель Управления Росреестра по Ростовской области, Россельхознадзором, Росприроднадзором а также муниципальными инспекторами в форме проверок выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, а также должностными лицами обязательных требований, установленных федеральными законами или принимаемых в соответствии с иными нормативно-правовыми актами, в установленной сфере деятельности.

Независимо от того, проводит ли госземинспектор плановую проверку или выезжает по жалобе, закон дает ему право совершать ряд правовых действий: проверку законности оснований пользования земельным участком; обследование фактического состояния использования или неиспользования данного объекта; проверку его использования в соответствии с его целевым назначением и в соответствии с правовым положением субъекта.

Для доказательства законности пользования Вами земельного участка Вы или Ваш представитель, полномочия которого могут подтверждаться учредительными документами (для юридических лиц), доверенностью, ордером адвоката для всех лиц, можете представить госземинспектору один из следующих документов: постановление об отводе земельного участка;  договоры: купли-продажи, аренды, субаренды, безвозмездного срочного пользования земельным участком; свидетельства: о праве на наследство, праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В случае если земельный участок принадлежит Вам на праве собственности и это право возникло после 01.01.1999 г., Вы должны предъявить инспектору свидетельство, подтверждающее факт государственной регистрации права собственности.

Госземинспектор единолично или совместно с комиссией должен проверить объект, выполнить необходимые работы, в состав которых могут входить натурные измерения, опрос граждан и должностных лиц, получение объяснений. Для этого у госземинспектора есть право беспрепятственно посещать и обследовать земельные участки,  безвозмездно получать сведения и материалы, обращаться в ОВД за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению инспекторами законной деятельности, а также в установлении личности граждан, виновных в нарушении земельного законодательства.

Все этапы работы госземинспектора должны быть отражены в соответствующих документах, например, по результатам проведенной проверки составляется акт проверки соблюдения земельного законодательства (далее - акт). В акте делается запись о наличии или отсутствии нарушений земельного законодательства на проверяемом земельном участке.

В случае выявления нарушений земельного законодательства, госземинспектор, одновременно с актом, должен вручить предписание об устранении нарушений лицу, в отношении которого проводилась проверка с установлением срока устранения нарушения. По окончанию указанного в представлении срока, инспектор обязан провести повторную проверку исполнения выданного предписания.

В случае выявления в результате проверки административного правонарушения госземинспектор должен составить протокол.

Статья 7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Часть 1 статьи 7.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за уничтожение межевых знаков границ земельных участков.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ именно в обязанности собственников и пользователей земельных участков входит сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством, а также использовать земельный участок в соответствии целевым назначением и видом разрешенного использования.

Статья 7.10 КоАП РФ предусматривает ответственность в части самовольной переуступки права пользования землей, а равно самовольного обмена земельного участка.

Статья 8.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

При этом надо знать, что целевое назначение того или иного земельного участка указывается в решении о его предоставлении и в документах на право собственности, владения или пользования.

В случае использования земельного участка не по целевому назначению или неиспользования участка в течение определенного срока одновременно с наложением административного взыскания и предупреждения о допущенных земельных правонарушениях госземинспектор имеет право в последующем уведомить орган, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ и предоставивший земельный участок, о нарушениях. А в случае не устранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок, госземинспектор может направить материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. Последний, если имеются основания для принудительного изъятия земельного участка, в соответствии со статьей 54 ЗК РФ, направляет в суд заявление о прекращении прав на земельный участок.

 В соответствии с КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в случае признания лица виновным в совершении правонарушения, выносится постановление о назначении административного наказания. За совершение административных правонарушений в сфере нарушения земельного законодательства  КоАП РФ установлены и применяются административные наказания только в виде штрафа.

Наложение административного взыскания за нарушение земельного законодательства не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений.

Более подробную информацию о требованиях земельного законодательства и мерах ответственности за его нарушение можно узнать на сайте Управления Росреестра по Ростовской области www.to61.rosreestr.ru (раздел Кадастровый учет => Государственный земельный надзор).

Международный день борьбы с коррупцией

9 декабря ежегодно отмечается Международный день борьбы с коррупцией, учрежденный Генеральной ассамблеей ООН.

Борьба с коррупцией – острая проблема современного российского государства, поскольку это явление препятствует динамичному и поступательному развитию государства, нарушает права граждан, желающих реализовать свои конституционные права, способствует противоправному поведению и совершению преступлений.

Указанному вопросу уделяется значительное внимание, в связи с чем руководством страны за последние годы принят ряд важных законов и подзаконных нормативно-правовых актов: Федеральный закон «О противодействии коррупции», Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию коррупции», Национальный план противодействия коррупции и Национальная стратегия противодействия коррупции и другие.

В целях реализации антикорруционного законодательства прокуратура района координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (в том числе коррупционной). При анализе состояния законности и правопорядка в Российской Федерации уделяет особое внимание вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней. Проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Осуществляет надзор за исполнением руководителями федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований законодательства Российской Федерации о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе.   

Также сообщаю, что уголовным кодексом Российской Федерации за совершение действий, содержащих коррупционные проявления, предусмотрена уголовная ответственность – к категории коррупционных преступлений относится злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, коммерческий подкуп, дача взятки, получение взятки, посредничество во взяточничестве и другие.

Борьба с коррупцией – это не только функция правоохранительных органов, органов государственной власти, местного самоуправления, но и дело каждого гражданина, желающего жить в правовом и цивилизованном государстве.

В связи с этим довожу до сведения жителей района, что лица, владеющие информацией о готовящихся, совершаемых либо совершенных преступлениях коррупционной направленности и иных нарушениях законодательства о противодействии коррупции, могут обратиться на личный прием к сотрудникам прокуратуры Заветинского района по адресу: ул. Ломоносова, 23 с. Заветное. В будние дни прием граждан сотрудниками прокуратуры осуществляется с 09.00 до 18.00.

Свои письменные обращения граждане могут также передать в канцелярию прокуратуры района либо опустить в расположенный в помещении прокуратуры «Ящик для обращений и заявлений».

О преступлениях коррупционной направленности и иных нарушениях законодательства о противодействии коррупции можно сообщить в прокуратуру района по «телефону доверия» – 2-22-62.

  

Помощник прокурора

Заветинского района  юрист 2 класса                                                                                      А.Н. Беркунов

По иску прокурора на индивидуального предпринимателя возложена обязанность привести нагрузку сельскохозяйственных животных на пастбище в соответствие с нормами областного законодательства

В ходе проверки доводов обращения прокуратурой Заветинского района установлено, что ИП Абдулахатов М.А. осуществляет предпринимательскую деятельность по разведению мелкого рогатого скота на земельных участках сельскохозяйственного назначения, принадлежащих ему на праве собственности (аренды), со значительным превышением нагрузки сельскохозяйственных животных на единицу площади пастбищ, установленных Постановлением Правительства Ростовской области от 07.02.2013 № 55 – 0,64 условных головы МРС на 1 га. пастбищ (при допустимой норме 0,2).

На основании постановления прокурора ИП Абдулахатов М.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1. ст. 6.4. Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях», в виде штрафа 5000 рублей.

Кроме того, в целях охраны земель сельскохозяйственного назначения, в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Заветинский район», прокурором района в Ремонтненский районный суд предъявлено исковое заявление к ИП Абдулахатову М.А. об обязании привести нагрузку сельскохозяйственных животных на единицу площади пастбищ, в соответствие с нормами, установленными областным законодательством. 29.09.2014 г. исковые требования прокурора удовлетворены. Решение  суда вступило в законную силу, исполнительный лист направлен для исполнения в Заветинский районный отдел судебных приставов УФССП России по РО. 

 

Помощник прокурора района

юрист 2 класса                                                                                                                                    С.С.Кондратьева