Ответственность за оскорбление

Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Как указывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.06.2007 № 8-П, достоинство личности подлежит защите в качестве общего условия осуществления всех иных прав и свобод, независимо от фактического социального положения человека, и предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу автономии личности.

Под оскорблением понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Унижение части и достоинства - это отрицательная оценка личности в обобщенном виде, направленная на ее дискредитацию, подрыв авторитета человека, как в глазах окружающих, так и в своих собственных, так как честь и достоинство - это нравственные категории, связанные с оценкой личности окружающими и самооценкой человека в его сознании конкретной личностью. Однако по смыслу административного закона отрицательная оценка личности должна быть выражена исключительно в неприличной, то есть в открыто циничной, противоречащей общечеловеческим требованиям морали и принятой манере общения между людьми, форме и является необходимым условием для данного состава административного правонарушения. Оскорбление представляет собой разновидность психического насилия, которая выражается в отрицательной оценке виновным личности гражданина, подрывает репутацию последнего в глазах окружающих и наносит ущерб его самоуважению. Также оскорбление может выражаться и в физических действиях (например, плевок, пощечина). Такие действия унижают честь и достоинство человека, которые, соответственно, выступают объектом данного правонарушения.

Часть 1 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме; часть 2 указанной статьи предусматривает ответственность за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации; часть 3 данной статьи предусматривает ответственность за непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

 

Помощник прокурора района

юрист 1 класса                                                                                       А.Н. Беркунов  

Закон, устанавливающий категории госслужащих, обязанных сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов

Федеральным законом от 05.10.2015 № 285-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Новым законом определен перечень указанных лиц и органы, в которые направляются соответствующие сообщения.

Изменения коснулись и самих понятий «конфликт интересов» и личная заинтересованность - новым правовым документом они скорректированы.

Так, под конфликтом интересов понимается ситуация, когда личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, пребывание в которой обязывает это лицо принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Личной заинтересованностью считается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом или состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которым это лицо или его родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Нововведения действуют с 17 октября 2015 года.

 

Помощник прокурора района

юрист 1 класса                                                                                       А.Н. Беркунов

За нарушение земельного законодательства установлена ответственность

В случае потравы посевов пострадавший собственник во-первых, имеет право обратиться в территориальный отдел внутренних дел с заявлением о привлечении к уголовной ответственности виновного лица (если он известен) либо по факту уничтожения своего имущества. Однако следует сразу же уточнить, что для принятия решения о возбуждении уголовного дела в этом случае должны быть определенные основания.

В Уголовном кодексе РФ содержатся две статьи, которые могут быть применимы в данном случае.

Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, в том числе посевов сельскохозяйственных культур, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба (ст. 167 УК РФ). При этом значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но, во всяком случае, не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей. В данной ситуации владелец скота или птицы сознает противоправность пребывания их на территории, где посажены сельхозкультуры (насаждения) и желает либо сознательно допускает, относится безразлично к возможным последствиям.

В случае, когда владелец скота по легкомыслию или небрежности допускает их пребывание на указанной территории, он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 168 УК РФ, за уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенные путем неосторожного обращения с источниками повышенной опасности, коими вполне можно признать скот. Вместе с тем, необходимым условием этого должны быть последствия в виде крупного размера, когда стоимость утраченного имущества составляет двести пятьдесят тысяч рублей. Нетрудно сделать вывод, что в условиях Заветинского района привлечение к указанному виду уголовной ответственности весьма проблематично.

Однако справедливым будет отметить, что собственника или иного владельца потравленных посевов больше всего волнует вопрос возмещения причинных ему убытков. А для этого применимы только гражданско-правовые средства защиты нарушенных прав.

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина, а также юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ лицо, пострадавшее от потравы посевов, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков,

под которыми следует понимать утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В связи с этим собственнику или иному владельцу сельскохозяйственных посевов, которые пострадали от потравы скотом либо птицей следует обратиться в судебные органы с исковым заявлением к виновному лицу (лицам) о возмещении причиненного прямого ущерба, а также неполученных доходов.

Для этого при обнаружении признаков потравы посевов рекомендуется безотлагательно пригласить представителя органа местного самоуправления, нескольких свидетелей, желательно специалиста в области агрономии, в присутствии которых зафиксировать местоположение, площадь, вид и степень уничтожения, повреждения сельскохозяйственной культуры, наличие видимых следов пребывания скота, а в случае его нахождения на посевах его вид, количество, отличительные признаки (наличие клейма и т.п.). Все указанные сведения желательно отразить в специальном письменном документе произвольной формы, подписанном всеми участвующими при этом лицами. Присутствовавшие при осмотре уничтоженных либо поврежденных посевов лица могут быть в последующем вызваны в судебное заседание в качестве свидетелей.

Однако на практике зачастую складывается такая ситуация, когда собственник либо владелец чужого скота неизвестен. Как поступить в данном случае?

Здесь следует руководствоваться требованиями ст.ст. 230 - 232 ГК РФ. Согласно данным нормам закона лицо, задержавшее безнадзорный скот или других безнадзорных животных, обязано возвратить их собственнику, а если он неизвестен, не позднее трех дней с момента задержания заявить об этом в милицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему для этого необходимые условия. Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. В случае возврата безнадзорных домашних животных собственнику лицо, задержавшее животных, и лицо, у которого они находились на содержании и в пользовании, имеют право на возмещение их собственником необходимых расходов, связанных с содержанием животных и прав на вознаграждение.

Однако, использование норм ст.ст. 230 - 232 ГК РФ более относится к той ситуации, когда собственник (иной владелец) посевов сельскохозяйственных культур не успел понести убытки, в частности, когда безнадзорный скот находится поблизости от посевов.

В связи с этим, представляется приемлемым в случае потравы посевов воспользоваться самозащитой гражданских прав.

При этом, самозащита должна осуществляться в определенных пределах, предусмотренных ч. 2 ст. 14 Гражданского кодекса России, и быть соразмерной нарушению. В частности, размер вреда, причиненного другому лицу, не должен существенно превышать объем ущерба, который причинен или мог бы быть причинен защищающему себя лицу.

Факты превышения пределов самозащиты устанавливаются судебными органами, в частности, по иску лица, против которого были применены меры самозащиты.

Удержание пострадавшим в своем владении обнаруженного на посевах скота при наличии признаков потравы будет рассматриваться как самозащита. При этом следует руководствоваться признаком соразмерности причиненного потравой посевов ущерба и стоимостью удерживаемого скота.

В случае появления собственника скота, последний обязан полностью возместить причиненный ущерб и в этом случае имеет право требовать возврата скота, а в случае его забоя, получения дохода от его реализации (исключая понесенные пострадавшим убытки).

В любом случае потерпевшему владельцу посевов следует действовать законными способами защиты собственных имущественных интересов.

Нарушители должны помнить, что они не только будут платить штраф, но и возмещать причиненный ущерб. Поэтому стоит подумать перед тем, как выпускать животных на свободный выгул.

Прокуратура района предупреждает что, все нерадивые хозяева скота, которые не соблюдают законодательство в указанной сфере, самовольно выпасающие скот на чужих земельных участках, не реагирующие на обоснованные замечания собственников и относящиеся безразлично к установленному порядку выпаса скота и к возможным последствиям, а также пытающиеся перевести вопрос в указанной сфере на межнациональный конфликт, будут привлекаться к административной и уголовной ответственности.

 

Прокурор район

советник юстиции                                                                                      В.В. Зайцев 

Ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом

В соответствии с частями 1, 3 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Согласно статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Международный день борьбы с коррупцией

9 декабря ежегодно отмечается Международный день борьбы с коррупцией, учрежденный Генеральной ассамблеей ООН.

В 2015г. прокуратурой Заветинского района в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции выявлено 81 нарушение закона из которых в сфере законодательства о противодействии коррупции – 42, об использовании государственного и муниципального имущества – 21, о закупках товаров, товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд – 7, об осуществлении государственного и муниципального контроля и надзора – 9, о землепользовании – 2.

С целью устранения выявленных нарушений принесено 32 протеста на противоречащие действующему законодательству нормативные правовые акты, внесено 35 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 18 должностных лиц (АППГ – 84).  

Борьба с коррупцией – острая проблема современного российского государства, поскольку это явление препятствует динамичному и поступательному развитию государства, нарушает права граждан, желающих реализовать свои конституционные права, способствует противоправному поведению и совершению преступлений.

Указанному вопросу уделяется значительное внимание, в связи с чем руководством страны за последние годы принят ряд важных законов и подзаконных нормативно-правовых актов: Федеральный закон «О противодействии коррупции», Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию коррупции», Национальный план противодействия коррупции и Национальная стратегия противодействия коррупции и другие.

В целях реализации антикорруционного законодательства прокуратура района координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (в том числе коррупционной). При анализе состояния законности и правопорядка в Российской Федерации уделяет особое внимание вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней. Проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Осуществляет надзор за исполнением руководителями федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований законодательства Российской Федерации о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе.  

Также сообщаю, что уголовным кодексом Российской Федерации за совершение действий, содержащих коррупционные проявления, предусмотрена уголовная ответственность – к категории коррупционных преступлений относится злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, коммерческий подкуп, дача взятки, получение взятки, посредничество во взяточничестве и другие.

Борьба с коррупцией – это не только функция правоохранительных органов, органов государственной власти, местного самоуправления, но и дело каждого гражданина, желающего жить в правовом и цивилизованном государстве.

В связи с этим довожу до сведения жителей района, что лица, владеющие информацией о готовящихся, совершаемых либо совершенных преступлениях коррупционной направленности и иных нарушениях законодательства о противодействии коррупции, могут обратиться на личный прием к сотрудникам прокуратуры Заветинского района по адресу: ул. Ломоносова, 23 с. Заветное. В будние дни прием граждан сотрудниками прокуратуры осуществляется с 09.00 до 18.00.

Свои письменные обращения граждане могут также передать в канцелярию прокуратуры района либо опустить в расположенный в помещении прокуратуры «Ящик для обращений и заявлений».

О преступлениях коррупционной направленности и иных нарушениях законодательства о противодействии коррупции можно сообщить в прокуратуру района по «телефону доверия» – 2-22-62.

 

Прокурор района

советник юстиции                                                                                  В.В. Зайцев

 

Банки, страховщики и нотариусы не вправе запрашивать сведения Росреестра

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 259-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 12 октября 2015 кредитные, страховые организации и нотариусы не вправе требовать от клиента сведения из государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав (ЕГРП).

Теперь, если для осуществления страхования, банковских операций или нотариальных действий необходимы сведения, содержащиеся в ГКН или ЕГРП, кредитные и страховые организации, также нотариусы в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина, его представителя или представителя юридического лица самостоятельно запрашивают и получают через портал Росреестра (https://rosreestr.ru) указанные сведения в электронном виде.

Например, при покупке квартиры с привлечением кредитных средств банк самостоятельно запрашивает и получает кадастровый паспорт через портал Росреестра в электронном виде. Аналогичная ситуация в случаях страхования или совершения нотариального действия.

Данные изменения в законодательстве, во-первых, сократят очереди, во-вторых, сэкономят время и средства потребителей, а, в-третьих, электронный вид документа готовится быстрее бумажного: три рабочих дня вместо пяти.